Справка

Violenta non Durant1

Мало что я писала столько раз, как эту статейку. Напишу — и выброшу, напишу — и выброшу. Наконец я поняла, в чем дело: наученная опытом, я пыталась ответить моим собратьям по вере, и зря, так как они твердо знают, что Россию, да и всякую страну, надо бы подморозить. Соответственно, Ельцин и 90-е годы однозначно плохи, а хороший правитель и строй — пожестче нынешних.

Логика простая, хотя и плоская. Если ты, как Бог, считаешь злом аномию или содомию, дави их извне, желая при этом, чтобы их давили сверху. Это более или менее понятно для адептов авраамических религий, но не всех. Именно христианство выходит за пределы плоскости.

Правда, христианами называют себя не все, предпочитая имена конфессий. Это хорошо, хоть честнее. В каждой конфессии есть люди, ориентирующиеся не на Христа с Его словами, а на что-нибудь свое. Странности Нового Завета они обходят, и получается несложный выбор: неприятно — дави; не давишь — значит, приятно2.

Ясно, что человек с такими взглядами надеется не на Бога, а на мирскую силу. Что до евангельских слов, утвердить их на уровне спора, тем более — свары, невозможно, и статьи о них лучше не писать. Так тебе и поверили! Поэтому просто дам справку: многие христиане, опять же — как Бог, ставят на свободу. Им, как и Ему, кажется, что она полезней для души.

Ромуальд Траугут, польский повстанец 1863 года, считал именно так, хотя верил в Бога и не идеализировал человека. Его спрашивали, что же это он, и получали примерно такой ответ: «Понимаете, Бог хочет, чтобы мы были получше. Это легче при свободе».

Что Траугут, католик какой-то! Православные обломки империи, воспитывавшие меня, не приняли царя Ирода, как он ни заигрывал с Церковью. О предыдущем Ироде и годах, когда этот не заигрывал, смешно и говорить. Они, а не скептики-родители, ненавязчиво внушили мне, что свобода очень хороша для чисто христианских свойств — терпения, считания с другими, кротости, упования на Бога. Вокруг живут не так? Многие богаче или суетней тебя? Это их дело. Страдаешь за них — молись, в крайнем случае — говори.

Сейчас свободы поменьше, чем в 90-х, но вспомним 20-е, 30-е, 40-е и т. д., до 80-х. Понизу (а если хотите, поверху) идет жизнь. То, что происходит в других слоях, пока не кощунственно; значит, мы вправе терпеть, жалея при этом всех, кому действительно плохо. Что делать, когда терпеть кощунственно, подсказывает опыт. Способов много, но для христиан violenta в них не входят. Дай Бог, чтобы не пришлось об этом думать.

  1. То, чего достигли насилием, непрочно (лат.). []
  2. На этом стоит идиотский спор о выставке в сахаровском центре. []