Наталья Леонидовна Трауберг, переводчица П. Г. Вудхауса, К. С. Льюиса и Г. К. Честертона, ушла из жизни после продолжительной болезни 1 апреля. Некоторые ее почитатели уже заметили, что вполне в ее духе, легком и веселом, было покинуть мир живых в день дураков. Мне кажется более значительным, что она выбрала для своего ухода день рождения Гоголя, с фантасмагорией которого были особые отношения у ее отца, режиссера Леонида Трауберга.
Вот фильм «Шинель» 1926 года, за который режиссеров выгнали со студии «Ленинградкино». Леониду Траубергу 24 года, его соавтору Козинцеву 21, автору сценария Юрию Тынянову 32. Формалист Тынянов, написавший к тому времени книгу «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» и авторы Фабрики Эксцентрического Актера (ФЭКС) Козинцев и Трауберг, дебютировавшие невероятно эксцентрической постановкой «Женитьбы».
Наталья Леонидовна родилась в 1928 году. Поверила в Бога в возрасте шести лет, в 1934-м, во время работы отца над большевистской трилогией о Максиме. Тогда же поняла, что советское — это демоническое, при следующих обстоятельствах:
Мой отец, еще никак не привилегированный, но уже весьма шустрый и левых устремлений молодой человек 1920-х годов, по блату сунул нас с нянечкой в санаторий…
Трауберг закончила Ленинградский университет имени А. А. Жданова. Потеряла работу. Пережила кампанию против космполитов. Была членом Союза писателей СССР и светской красавицей. Одной из первых переводила для самиздата.
Я пытаюсь представить ее отца в момент монтажа «Шинели», за два года до ее рождения. Вряд ли можно предположить, что ему мог понадобиться Льюис. Дальше становилось все страшнее и страшнее.
Бог меня поместил в киношную среду, она, как это ни стыдно, мне позволила сохраниться, в коммуналках и очередях я бы издохла. Это не значит, что я это заслужила, просто Бог что-то такое придумал. И не мне ругать этих людей, мне их ужасно жалко. Кроме Эйзенштейна, это были подростки, которые никак не могли повзрослеть.
Н. Трауберг, «Сама жизнь»