[О кошках]

Кошечку жалко? Русские монастыри славятся обилием кошек, которые, в отличие от собак, считаются в православной традиции «чистыми». Известие об удушении кошек по приказу эконома Троице-Сергиевой лавры стало поводом для целой философской дискуссии.

По сообщениям СМИ в Троице-Сергиевой лавре неделю назад собрали — причем, говорят, это было не в первый раз — по указанию эконома лавры большое количество кошек, в основном, котят, упаковали в закрытые мешки и вывезли на свалку, бросив в воду. Часть из котят погибла, часть успели спасти.

А кто спасал, верующие или обыкновенные люди?

Частично люди из Общества защиты животных и какие-то верующие, которые при этом боятся себя называть, потому что боятся настоятеля лавры. Они в большинстве случаев завязаны с работой в лавре. Город-то небольшой и рабочих мест мало… Как бы Вы могли это прокомментировать? Такое, говорят, происходит уже не в первый раз, потому что многие приносят котят в лавру, считая, что там люди верующие и, значит, будут за ними ухаживать, а на самом деле получается, что когда кошек становится слишком много — их отлавливают и вывозят на свалку. Но не отпускают, а именно оставляют в мешках. Если они оттуда выбираются, то, слава Богу! А если нет- то они так в этих мешках и погибают.

Что тут можно сказать? Это страшное злодеяние. Во-первых, они позорят память святого преподобного Сергия. Потому что он-то медведя не убивал, а, наоборот, кормил…

А что вообще по этому поводу говорит сама Церковь?

Что Церковь говорит? У нас нет Папы Римского — кто что хочет, то и говорит. Что касается Писания, то в Притчах написано: «Праведник печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». (Пр. 12:10)

А какова в этих вопросах позиция католической Церкви?

Католическая Церковь назначила святых Франциска Ассизского и Романа Ноннато покровителем животных. Например, в Нью-Йорке есть собор, кажется, святого Франциска, где в День святого Франциска 4 октября благословляют кошек, собак, кого хотите несите — птичек, рыбок — их всех благословляют, гладят, говорят: «Ты хорошая собачка», «Ты хорошая птичка», и с утра до ночи в этот день сюда несут этих животных.

Вот, пожалуйста, в Писании еще сказано: «Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву» (Пророк Иоиль, 2:22). «Все звери полевые, все звери лесные, идите есть» (Исайя 56:9).

Апокрифы говорят о том, что Христос с животными дружил, но таким людям апокрифы — не указ. Здесь — исключительно с православнойточки зрения — такие деяния означают ересь монофизитства или даже манихейства — уже не ересь, а просто другая религия, дуализм. То есть, презрение к тварному миру. Ну, а если проще говорить, то просто жестокость.

То есть проявление такой жестокости — это проявление дуализма?

Это если богословски осмысливать. Но они там такие дубовые головы, что какое там богословие! Какой-то бред собачий.

С богословской точки зрения это противоречит халкидонским установлениям 451 года. Там о животных ничего нет, но там отрицается любой уклон в то, что тварный мир плох. Там провозглашается то, что Христос полностью человек, кроме того, что он полностью Бог. Он сам своим существованием освящает тварный мир — плотью гнушаться нельзя.

А животные и так безгрешны. В Послании апостола Павла к римлянам сказано, что тварь стенает и мучается доныне по нашей вине. Не было бы первородного греха, и мы, и они жили бы хорошо. Это все богословие. А по-человечески это чудовищная жестокость. Страшный, ужасный грех. Если они любят православную традицию, то — пожалуйста. Отцы Церкви, в частности, Евагрий Понтийский, пишет, что жестокость и вся эта группа грехов — ярость, гнев, злоба, уподобляет человека бесу. Непосредственно бесу.

Вы знаете, моя бабушка — мамина мать — традиционно православная, жила в Питере и совершенно не знала московских святынь, но естественно, очень почитала преподобного Сергия. Когда мы переехали сюда, через четыре года, в 1957-м, она попросила меня повезти ее в Троице-Сергиеву Лавру. Она была тогда уже немолода — ей было 76 лет, и мы с одной женщиной привезли ее туда. Так она потом плакала от грубости и чудовищности нравов, которые царили тогда в Лавре. Это в 1957 году еще было, как бы в катакомбных обстоятельствах, когда они не имели такой силы, как сегодня. Что там творилось — невозможно описать, хамство …. Бабушка 40 лет прожила при советской власти и видела, что делается. Но то были большевики, а церковных она до того долго не видела. А тут увидела! Нет ничего нового под солнцем, и в наши дни тоже…